Леон Агулянский
СКАЖИТЕ МНЕ, КТО Я
Одноактная драма-либретто для музыкального спектакля
Copyright© by Leon Agulansky
А Н Н О Т А Ц И Я
Катя, приемная дочь в русско-еврейской семье обнаруживает тягу к цыганской музыке, песням и танцам. Актриса цыганского театра замечает в ней сходство с ее матерью, некогда исчезнувшей после отношений с Романом-худруком. С помощью теста ДНК мужчина получает доказательство: это его дочь. Приемные родители скрывают от девушки не вполне легальный путь ее удочерения. Обстоятельства заставляют раскрыть тайну. Катя мечется между тягой к цыганскому искусству и любовью к теплой приемной семье. В итоге девушке предстоит сделать непростой выбор жизненного пути.
В пьесе предполагается звучание цыганских песен, исполнение цыганских танцев.
Действующие лица: мужчины-2, женщины-4.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
КАТЯ, 20-30 лет, цыганка, выросшая в русско-еврейской семье.
БЭЛЛА, 60 лет ее приемная мать.
КОЛЯ, 65 лет, ее приемный отец.
РОМАН, 40/65 лет, худрук цыганского театра.
РАДА, 40/60 лет, его жена, актриса цыганского театра.
ЛЯЛЯ, 20-30 лет, биологическая мать КАТИ.
(КАТЮ и ЛЯЛЮ должна играть одна актриса).
ЦЫГАНСКИЙ ХОР по усмотрению режиссера.
Действие происходит в России в начале девяностых.
СЦЕНА ПЕРВАЯ
На правом краю сцены – стул и столик с гримерным зеркалом.
ЦЫГАНСКИЙ ХОР исполняет веселую цыганскую песню с подтанцовкой.
Песня заканчивается. Аплодисменты. ЦЫГАНСКИЙ ХОР исчезает. ЛЯЛЯ, дерзкая красавица-цыганка, садится у гримерного столика, смотрится в зеркало, снимает грим. РОМАН, крупный мужчина с копной черных волос, обнимает ее сзади, ЛЯЛЯ раздраженно сопротивляется.
РОМАН. Не понял.
ЛЯЛЯ. Щас поймешь! Еще не наигрался со мной?!
РОМАН. Да что случилось-то?
ЛЯЛЯ. Мне надо тебе что-то сказать.
РОМАН. Надо? Говори. (Снова обнимет ее.)
Появляется РАДА, резкая эксцентричная, немного вульгарная цыганка с полотенцем на плече. Смотрит на обнимающихся. (Короткая пауза.)
РАДА (цинично). Тэ авЭ бахталО.
ЛЯЛЯ (отталкивает РОМАНА, РАДЕ). И тебе не хворать.
РОМАН. Стучаться надо.
РАДА (кричит). Стучаться?! Я сейчас постучусь!
РАДА стегает полотенцем РОМАНА. Тот защищается рукой. ЛЯЛЯ громко хохочет. РОМАН хватает РАДУ за горло, отталкивает.
РАДА (ЛЯЛЕ). Что ржешь, миньжА?
РОМАН. Но-но. Полегче.
РАДА. Полегче?! Здесь вам не публичный дом! Сколько я терпела?! Из-за детей терпела! МандЭр! С меня хватит. (Швыряет полотенце в РОМАНА. Исчезает.)
Пауза.
ЛЯЛЯ. Часы на руке? Хорошо. У тебя пять минут…
РОМАН (перебивает). Ляля, ну что ты, в самом деле?
ЛЯЛЯ (встает, кричит, ярко жестикулирует, перемещаясь по сцене). У тебя пять минут! Пять! Остаешься со мной или обратно к жене и детям!
РОМАН. Постой. Это так не де…
ЛЯЛЯ. Пять минут! Время пошло! Тик-тик-тик! До выхода на сцену четыре минуты!
РОМАН. Давай потом обговорим.
ЛЯЛЯ. Ясно. Досрочный ответ. (В сердцах собирает в сумочку косметику со столика,) Мою роль Рада пусть играет. (Встает.) Не ищи меня! Не надо! (Кричит.) ПолыЯн?! (Исчезает.)
РОМАН (растерянно, тихо, утвердительно). ПолыЯн.(Громко ей вслед). Ляля, но так нельзя! ТырдЁв! Ляля!
ЛЯЛЯ возвращается, накрывает зеркало на гримерном столике своей шалью. Исчезает.
На сцене появляется ЦЫГАНСКИЙ ХОР. Звучит грустная цыганская песня.
СЦЕНА ВТОРАЯ
КАТЯ стройная, энергичная, с волосами, собранными на голове, в обтягивающем спортивном костюме репетирует балетную партию Адажио из "Лебединого озера". Танцует без особого увлечения. Останавливается. Находит пульт, останавливает музыку Чайковского, распускает копну черных волос, включает ритмичную цыганскую музыку. С восторгом танцует цыганский танец.
Из разных кулис появляются БЭЛЛА, ухоженная, пожилая интеллигентная дама, держащаяся с достоинством, и КОЛЯ, тихий, верный, надежный подкаблучник своей жены. Они сходятся в глубине сцены. Переглядываются. На лицах тревога.
Танец заканчивается. (Пауза.)
БЭЛЛА. Я такого фрагмента в "Лебедином" не помню.
КАТЯ. Его там нет. А жаль.
КОЛЯ. Жаль?
КАТЯ. Как вам танец?
БЭЛЛА. Первый или второй?
КАТЯ. Посочнее, чем Адажио будет, а? (Собирает волосы в пучок. По дороге за кулисы.) Аплодисменты! Аплодисменты где?! (Исчезает.)
Пауза.
КОЛЯ. Плохо дело.
БЭЛЛА. Ты в курсе, что она занятия в танцевальной студии пропускает?
КОЛЯ. Как это? Они же … Они же там по шесть часов в день пашут.
БЭЛЛА. Я говорю тебе, а ты слушай: выпрут ее. Вы-прут. Причем, весьма скоро. Весьма.
КОЛЯ. Ну-у-у выпрут и выпрут. Велика беда! Делом займется.
БЭЛЛА (задумчиво). Делом займется. Жаль. Очень жаль. Я говорю: "жаль"! Чего ты лыбишься?!
КОЛЯ (кривляясь). У меня прям комок к горлу.
БЭЛЛА. Два года, и ап-гекакт.
Появляется КАТЯ в вечернем наряде.
КАТЯ. Ма, па, я – в театр.
БЭЛЛА. На балет?
КАТЯ. Ага. Ну-у-у, почти.
КОЛЯ. "Почти балет" это что у нас?
КАТЯ. Потом, потом расскажу.
Пауза.
КАТЯ. Ну, все. Пока-пока (собирается уходить.)
КОЛЯ. Что не сказала? Мы бы тоже пошли.
КАТЯ. Па, ну, какой ты смешной!
КОЛЯ. Помереть со смеху.
КАТЯ. Я одну контромарку через студию зубами вырвала. Ты что?
БЭЛЛА. Да. Зубы у тебя шикарные.
КАТЯ. Не цепляйся, ма. Все-все-все. Полетела. Пока-пока. (Исчезает.)
БЭЛЛА поднимает с пола пульт, нажимает на кнопку. Звучит цыганская мелодия. Нажатием кнопки останавливает музыку.
БЭЛЛА. Паузу держишь или текст позабыл?
КОЛЯ. От осинки не родятся апельсинки.
БЭЛЛА (цинично). Гениально.
КОЛЯ. Мерси.
БЭЛЛА. Взрослая уже. Надо рассказать ей… все рассказать.
КОЛЯ. Я давно говорю…
БЭЛЛА (останавливает его жестом руки). Давно он говорит, будто я сама не знаю. (После короткой паузы.) Когда она вырасти-то успела? Я же ее (демонстрирует руками.) я же ее полуторакилограммовую только вчера выхаживала, через зонд кормила… Сухонькая, хиленькая. Только глазищи во(!) черные умные. Посмотрела на меня и все. Все стало ясно.
Пауза.
КОЛЯ. Годы быстро летят. Зато из куренка гляди, что за красотища выросла.
БЭЛЛА. Уйдет. Останемся с тобой два старых дурака.
КОЛЯ (указывая на себя). Один.
БЭЛЛА. Что "один"?
КОЛЯ. Один дурак. Ты у меня умная.
БЭЛЛА. Я тут карты раскинула.
КОЛЯ. Опять твои карты!
БЭЛЛА. Ну, не в дурака же с тобой играть!
КОЛЯ. Ай, ну тебя!
БЭЛЛА. По картам уйдет, раньше, чем мы думаем.
КОЛЯ. Может, не говорить пока?
БЭЛЛА. Не говорить. А если спросит, да в глаза посмотрит. Я под ее взглядом лгать и молчать не смогу.
КОЛЯ (подходит, обнимает БЭЛЛУ). Ладно, мать, она столько счастья нам подарила. Чего уж теперь…
Гаснет свет. Музыка.
СЦЕНА ТРЕТЬЯ
Театр. Звучит третий звонок. Шум зрительного зала стихает. Свет выделяет на сцене ЦЫГАНСКИЙ ХОР. Исполняется цыганская песня с подтанцовкой. Конец песни. Аплодисменты. ЦЫГАНСКИЙ ХОР исчезает.
У гримерного столика РОМАН с копной седых волос и РАДА, смотрится в зеркало, поправляет грим. Роман растягивается на полу.
РАДА. Опять прихватило?
РОМАН. Как всегда не вовремя.
РАДА. Тебе мать говорила: худых на руках носи, а ты. Э-эх!
РОМАН. Где их возьмешь худых-то. Все, гляди какие.
РАДА. Сильно болит?
РОМАН. Не помру.
РАДА. Погреть бы надо, так ведь нет здесь ничего "нанЭ !" Разве-что грудь моя старая.
РОМАН (смеется). Ой-ой! Не смеши. Больно!
РАДА. Э-эх! Плохой совсем! Рома. (Кричит.) Рома!
РОМАН. А?
РАДА. О! Слух есть. Рома, а глаза еще видят?
РОМАН. Ты что там разделась, старая?
РАДА. Ага, "щас"! Ладно. Помечтай. Слушай. В первом ряду – девица, ну, вылитая Ляля! Две капли воды!
РОМАН (после короткой паузы.) Да-а. Ляля наша…
РАДА (перебивает). Твоя. Твоя Ляля! (Махнув рукой.) Э-эх!
РОМАН. Моя-моя. Красавица была. Красота обалденная.
РАДА. Так, я тоже еще ничего. Ну, ладно-ладно. Все.
Пауза.
РАДА. Сбежала прямо из театра. Помнишь? А ей сольный номер делать. Вот зараза! Чуть спектакль не угробила (махнув рукой.) э-эх! Едва лавЭ не потеряли.
РОМАН (грустно). При чем тут лавЭ?
РАДА. Э-ээ! Лавэ҅ всегда при чем, старый! Куда мы без лавЭ?
РОМАН. У тебя вечно только бабло на уме.
Пауза.
РАДА. Она, ведь, того беременная была. Накуралесил, собака!
РОМАН потрясенно молчит.
РАДА. Да-да, соколик. Я поклялась: никому. А теперь-то что. Столько лет прошло.
РОМАН. Говорили: в больнице умерла.
РАДА. Э-эх, Рома – Рома! Ясный перец в больнице! При родах она того – умерла. С дитем вместе похоронили. Ты будто не знаешь?
Пауза.
РОМАН. Я… Я думал, специально наврала. Ну, чтобы не искал. Она же врунья(!)… была.
РАДА. А ты у нас честный такой!
Слышен голос по трансляции: "Второй акт. Актеры – на сцену".
РОМАН и РАДА исчезают. Появляется ЦЫГАНСКИЙ ХОР. Женщины садятся, мужчины стоят. Звучит грустная цыганская песня. Конец песни. Аплодисменты. ЦЫГАНСКИЙ ХОР исчезает.
РОМАН ведет за руку КАТЮ через сцену в направлении гримерного столика.
РОМАН. Осторожно! Здесь пол неровный. Осторожно!
КАТЯ. Трудный путь на сцену?
РОМАН. Ступенька! Ступенька! Не бойтесь. Я держу вас.
КАТЯ. Я не боюсь. А должна?
РОМАН. Пока я рядом, бояться нечего.
КАТЯ. Надеюсь.
Добираются до гримерного столика. Роман усаживает КАТЮ на стул, с восхищением всматривается в ее лицо.
КАТЯ. Точно, бояться нечего?
РОМАН. Удивительно!
КАТЯ. Я заинтригована.
РОМАН (задумчиво). Заин-три-гована. Так, ваше имя, простите…
КАТЯ. Катя.
РОМАН. Да-да. Катя. (Задумчиво.) Катя.
Появляется РАДА. Что-то ищет в гримерке.
РАДА ( кивнув в сторону КАТИ). Ну, что я говорила?! Вылитая Ляля!
КАТЯ. Ляля?
РОМАН. Ляля – это наша э… Это… Нет. Это неважно сейчас.
КАТЯ. Неважно сейчас? Вы меня разыгрываете?
РАДА (КАТЕ). Сыр тут кхарЭн?
РОМАН. Катя ее зовут, Катя.
РАДА. Катя. (КАТЕ,) Кай ла тидЭй? Э-эй! Не понимаешь, красивая. Мать твоя где?
КАТЯ. Дома, где?
РАДА. Это хорошо, что дома. (Смотрит по сторонам.) Да где же это?! Э-эх! (Исчезает.)
РОМАН. Не обращайте внимания, э…
КАТЯ. Катя.
РОМАН. Да-да, я помню, Катя.
КАТЯ. Катя Истомина.
РОМАН. Конечно. Катя. Катя Истомина. Конечно. Не берите в голову. Цыганский темперамент. Вы часом не цыганка?
КАТЯ. О, нет. Что вы?
РОМАН. Катя, а как маму зовут?
КАТЯ (удивленно). Маму?
РОМАН разводит руками, дескать, что-такое я спросил.
КАТЯ. Бэлла. Бэлла Аркадьевна.
РОМАН. Вот как? Понимаю. И чем занимается?
КАТЯ (удивленно). Чем занимается? Врач-гинеколог на пенсии.
РОМАН. Хорошо. Очень хорошо. (После короткой паузы.) Вы, наверное, с мамой очень похожи?
КАТЯ. Да, как вам… Что-то есть… Да.
РОМАН (указывает в сторону зала). Как вам наше кривляние?
КАТЯ (воодушевленно). Ой! Ну, что вы?! Это волшебство, чудо какое-то! Музыка, ритм, танец! Что-то зажигает внутри и овладевает душой и телом.
РОМАН. Э-эх! Красиво сказано. Жаль, ручки нет – записать!
КАТЯ. Смеетесь? А я серьезно.
РОМАН. Что вы, что вы! Просто, мы замечаем недостатки, а хочется все лучше, лучше, лучше. (Начинает петь.)
Ай ручеёчек, ручеёк.
Ай брал я воду на чаек, ромАлэ,
Ой, ромАлэ – чАвалэ.
КАТЯ восторженно хлопает в ладоши
РОМАН. Занимаетесь музыкой?
КАТЯ. Танцами. Балетная студия для переростков.
РОМАН. Слушайте, идемте-ка на сцену – подвигаемся а?
КАТЯ (восхищенно). На сцену?
РОМАН (подает КАТЕ цыганское платье). Надевайте. Постирано… наверное.
КАТЯ влезает в цыганское платье, на лице восторг.
РОМАН (берет КАТЮ за руку). Пошли. (Передвигаются к середине сцены.) Осторожно, ступенька. Пол неровный. Так-так. Ну, вот.
КАТЯ. Ой!
РОМАН (хлопнув в ладоши, громко в кулисы). Эй, дармоеды! А ну сюда с инстрррументом, быстррро!
Появляются музыканты, начинают играть. КАТЯ сначала стесняется, постепенно раскрепощается, исполняет цыганский танец.
Аплодисменты.
РОМАН (скороговоркой). Браво-браво-браво! (Музыкантам.) Что скажете, ромАлэ?
Музыканты кивают, показывают на пальцах, мол, здорово. Аплодируют.
РОМАН (музыкантам). Спасибо. Отдыхайте.
Музыканты исчезают.
РОМАН подает КАТЕ воду в пластиковом стаканчике. Та выпивает. Благодарит. Возвращает стакан. Снимая платье, путается в нем. Остается в обтягивающем вечернем наряде. РОМАН отворачивается, помещает стаканчик в целлофановый пакет, сует в карман.
РОМАН (принимает платье из рук КАТИ). Катя…
КАТЯ. Да?
РОМАН. Ну, вы даете, Катя!
КАТЯ. Со мной можно "на ты".
РОМАН. Со мной – тоже.
КАТЯ. Но вы - худрук. Мне как-то…
РОМАН. Как тебе, тебе(!) угодно. (После короткой паузы.) Катя, придете завтра на репетицию?
КАТЯ. На репетицию? Завтра? Но у меня это… Конечно! Конечно, приду! Спасибо! А теперь извините. Мне пора.
РОМАН. Да-да, уже поздно. Телефончик оставьте…
КАТЯ смотрит на него, сомневаясь.
РОМАН. Вдруг репетиция отменится.
КАТЯ. Да. Да! Конечно! (Достает ручку. Ищет на чем записать. Роман подставляет свою правую ладонь. Катя пишет на его ладони.) Не больно?
РОМАН. Классно!
КАТЯ. Ну, до завтра? (Протягивает РОМАНУ руку)
РОМАН (хочет пожать ее, спохватывается, что на руке запись. Жмет ее руку левой). Пока!
Исчезают.
Гаснет свет. Музыка.
СЦЕНА ЧЕТВЕРТАЯ
Квартира КАТИ и ее приемных родителей.
БЭЛЛА и КОЛЯ беспокойно ходят по комнате.
КОЛЯ (смотрит на часы). Скоро двенадцать. Пойду встречать что ли.
БЭЛЛА. Как встречать?! Как?! Даже не знаем, где она была, с кем!
КОЛЯ. Пойду во дворе подожду. А то мало ли что.
БЭЛЛА (усмехнувшись). Во дворе он подождет. Нет. Это ни в какие ворота не лезет! У меня с ней будет серьезный разговор.
КОЛЯ. Ну, как разговор-то Бэл? Взрослая девица уже.
БЭЛЛА. Вот именно (обрисовывая руками женские формы.) взрослая уже(!)
Появляется КАТЯ, счастливая, окрыленная. Напевая, кружится на ходу.
КОЛЯ. Всё. Кранты. Влюбилась.
БЭЛЛА. Или того хуже.
КОЛЯ жестом показывает, мол, легче-легче.
БЭЛЛА. Екатерина, что это та…
КАТЯ (перебивает). Ма, па, мне надо побыть одной. Спокойной ночи!
БЭЛЛА. Катя…
КАТЯ. Завтра. Всё завтра (шагает в сторону кулисы.)
БЭЛЛА (подкравшись, заговорчески тихо). Катя, Ка-ать…
КАТЯ. Мама, я же сказала.
БЭЛЛА. Кто он?
КАТЯ. Кто?
БЭЛЛА. Он.
КАТЯ. Он. А-а он? Полковник милиции. Иди, мама, спать.
БЭЛЛА шагает в сторону противоположной кулисы в компанию КОЛИ.
КАТЯ смотрится в зеркало, экспериментирует с прической.
КОЛЯ. Она в настроении. Хороший момент – рассказать все.
БЭЛЛА. Нет, нет! Не сейчас! Потом. Да. Потом.
КОЛЯ (громко, резко). Я не могу больше скрывать это от нее!
КАТЯ (подходит к ним). Я чего-то не знаю?
БЭЛЛА. Катюша, иди спать. Поздно уже.
КОЛЯ. Катя, присядь (предлагает стул.)
КАТЯ (подозрительно). Нет. Лучше стоя, чтобы не уснуть.
КОЛЯ. Заснуть точно не придется.
БЭЛЛА. Коля!
КОЛЯ. Катюша… Катя… Мы тебя очень любим, и ты это знаешь.
КАТЯ (настороженно). Так-так-так и…
КОЛЯ. Но дело в том, что ты…
БЭЛЛА. Коля, не смей!
КОЛЯ (БЭЛЛЕ). Давай успокоимся. Обратной дороги нет.
БЭЛЛА. Нет! Я не согласна!
КАТЯ (БЭЛЛЕ резко). Мама, хватит! Говори, па.
КОЛЯ. Дело в том, что ты не наша дочь. У нас не было своих детей.
БЭЛЛА начинает тихо плакать.
КАТЯ (потрясенная садится на стул). Это шутка такая?
КОЛЯ. Понимаешь, Катюша, мы удочерили тебя не совсем законным образом.
БЭЛЛА (сквозь слезы). Совсем незаконным! (Успокаивается.)
КАТЯ. Мама, вы что(!) меня разыгрываете?
БЭЛЛА. Этот день обозначен, как дата твоего рождения. Ночью ударил страшный мороз. К нам в отделение поступила рожени҅ца с отхождением вод. Ее сбила машина. Дорожный патруль привез к нам. Поступила без сознания.
КАТЯ. Ма, к чему эти подробности?
БЭЛЛА. Документов не оказалось, и контакт с ней… Не было никакого контакта! Давление падало. Она умирала у меня на глазах. (После короткой паузы.) Ребенка удалось спасти.
Пауза.
КАТЯ. И ребенок этот…
БЭЛЛА указывает на КАТЮ, КАТЯ, кивнув, указывает на себя.
БЭЛЛА. Вес полтора килограмма со всеми вытекающими. Мы боролись. Да. Боролись. Кислород, зондовое питание, инкубатор.
КОЛЯ. Бэл, давай без подробностей. Мы же просили.
КАТЯ (кричит). Дальше! Дальше! Дальше!
БЭЛЛА. Дальше. (После короткой паузы.) Дальше. По закону тебя надо было отдать в дом ребенка. Но шансы выжить в тамошних условиях…
КОЛЯ. Бэлла!
БЭЛЛА. Короче, я договорилась, подмазала, заплатила за (показывает "рот на замке".) Погибшую роженицу кремировали, якобы вместе с мертвым ребенком. Не знаю, похоронили или вообще…
Пауза.
КАТЯ. Нет. Это всё бред какой-то. Я-а… Вы… Вы мне… (рыдает.)
КОЛЯ обнимает и успокаивает ее.
БЭЛЛА. Взяла длительный отпуск. Вы҅ходила тебя дома. Со свидетельством о рождении подсуетилась. И вот ты Катя – наша дочь.
КОЛЯ (надрывно). Наша дочь, и всё!
БЭЛЛА. Нет. Это не всё. (После короткой паузы.) Эта женщина, твоя мать, была одета и выглядела как цыганка. Вот теперь всё. (Закрывает лицо руками. Рыдает.)
КАТЯ в шоке выходит на авансцену. Смотрит в зал. Возвращается. Обнимает родителей.
Гаснет свет. Музыка.
СЦЕНА ПЯТАЯ
РОМАН и КАТЯ сидят на краю сцены. В глубине ЦЫГАНСКИЙ ХОР тихо фоново исполняет цыганскую песню "Солнышко".
РОМАН. Да, сильная история. Очень сильная. В пору на сцене играть.
КАТЯ. Сильная. (После короткой паузы.) Ну, так что? Берете меня в табор?
РОМАН. В табор? (Усмехнувшись.) Конечно, берем!
КАТЯ, Чудеса, да и только. Росла еврейкой. Выросла цыганкой.
РОМАН. Цыганка чистокровная.
КАТЯ. Я опять чего-то не знаю?
РОМАН (после короткой паузы). Как увидел, сразу понял, что это ты. Такое сходство с матерью случайным быть не может.
КАТЯ. Вы знали мою…
РОМАН. Слушай, давай "на ты", а?
КАТЯ. Хорошо.
РОМАН. Ее звали Ляля Соколинская. (Мечтательно.) Ляля. Я очень любил ее, но у Рады, жены, начались проблемы со здоровьем и я…
КАТЯ. Жена больная это старый мотив.
РОМАН. Н-да. Ляля - натура вспыльчивая. Хлопнула дверью. Спектакль чуть не сорвала. Кстати, пела обалденно. (Пауза.) Исчезла. Так вот… жизнь повернулась.
КАТЯ. А кто решил, что я чистокровная?
РОМАН. Я. Я решил. (Пауза.)
КАТЯ. Пауза затянулась.
РОМАН (передает ей лист бумаги). Вот. Полюбуйся: девяносто-девять процентов совпадение.
КАТЯ. Что это?
РОМАН. Ты не видишь, что это?! Там всё написано!
КАТЯ. Тихо-тихо. Спокойно.
РОМАН. Здесь никто не смеет мне, сказать: тихо, спокойно. Но тебе можно. (После короткой паузы.) Это тест ДНК. Короче, я – твой отец. (Пауза.)
КАТЯ. А пробу как…
РОМАН жестом показывает: пила из стакана, стакан - в карман, и все.
Пауза.
КАТЯ. Нашелся папаша, значит.
РОМЕН. Что за "папаша"? Отец! Отец нашелся.
КАТЯ. Отец? Отец ждет меня дома в часе езды отсюда.
Пауза.
РОМАН. У меня три сына. Очень хотел дочь. Очень. Оказалось, есть у меня.
КАТЯ (цинично). У тебя.
РОМАН. Моя семья все знает. Они… Они ждут тебя. Очень ждут.
После короткой паузы обнимаются.
РОМАН. Репетиция. Пора. Идешь?
Поднимаются на сцену. Присоединяются к ЦЫГАНСКОМУ ХОРУ. РАДА обнимает КАТЮ. Исполняется цыганская песня.
Гаснет свет. Аплодисменты.
СЦЕНА ШЕСТАЯ
Квартира КАТИ и ее приемных родителей.
БЭЛЛА (разочарованно). Три брата - красавцы. Да. Здорово. Мы-и… Мы очень рады, да, рады за тебя. Три брата это ж…
КАТЯ. Рады, а почему слезы на глазах?
БЭЛЛА (протирает глаза). Слезы? Какие слезы?
КОЛЯ. Боимся, заберут тебя от нас в табор-то. Заберут.
КАТЯ (обнимает обоих). Ой! Ну, какие же вы у меня глупенькие! Ну, куда я уйду?! Вы что вообще?!
Пауза.
БЭЛЛА. Кать, ты извини, но встречаться с ними мы не будем.
КАТЯ. Опа! Не чета вам?
БЭЛЛА. Дело не в этом, чудная моя. Процесс удочерения был нелегальным. За это могут и… Сама понимаешь.
КАТЯ (резко). Нет! Нет! Не понимаю! Спасти ребенка от смерти, поднять и воспитать – дело хорошее, но если не по написанному, так – преступление.
КОЛЯ. Именно так.
БЭЛЛА. Не могу быть уверена, что твои цыгане не разболтают. Ты же не хочешь, чтобы меня посадили?
КАТЯ. Я поняла. (После короткой паузы.) Жаль. Очень жаль. Ладно, ма, па, мне - на репетицию.
БЭЛЛА. Еще не всё, Катя.
КОЛЯ. Мы получили разрешение на выезд.
КАТЯ. Вы-езд. А-а. Это (указывает на БЭЛЛУ, та кивает.) Та-ак. А поконкретнее.
БЭЛЛА. В Америку уедем.
Пауза.
КАТЯ. Ма, па, да вы что? Какая нафиг Америка? Температуру померьте. Вы что?
КОЛЯ. Поступишь там в университет. Новая жизнь. Перспективы. Всё для тебя. Нам-то что уже. Когда всё устаканится, может, братьев вытянешь к себе. Родня все-таки. (После короткой паузы.) Но если не поедешь, мы остаемся.
БЭЛЛА. Железно.
Пауза.
КАТЯ. Родные мои, но вы же хотите. Еще как хотите. Давно говорили об отъезде. На кухне шептались. Я маленькая была, но слышала и ужасно боялась, что ма и па уедут без меня. В подушку плакала.
КОЛЯ. Видишь, зря боялась.
КАТЯ. Как-то на улице цыганка заговорила со мной по-цыгански. Думала, ненормальная какая-то. Она вдруг посмотрела в глаза и так мне: все будет, как ты решишь. Повернулась и ушла. Я, ведь, тогда про себя ничего не знала.
Пауза.
КОЛЯ. Прости. Надо было раньше…
КАТЯ. Может, не надо было раньше. А именно сейчас.
Пауза.
КАТЯ. Америка, говорите?
БЭЛЛА. Говорим!
КАТЯ. Цыгане есть там?
БЭЛЛА. Опять цыгане!
КОЛЯ. А то!
БЭЛЛА. Не волнуйся. Замуж соберешься, мы тебе хорошего еврея подгоним.
КАТЯ. Это да. Я же полуеврейка в прошлом.
БЭЛЛА (палец к губам). Т-с-с-с! По документам была и есть. Главное на паспортном контроле грудью не тряси. Спалимся. (Смеются.)
На сцене появляется ЦЫГАНСКИЙ ХОР. Исполняет грустную цыганскую песню.
Звучит песня. КАТЯ, прощаясь с театром, идет к
Роману. Сообщает о предстоящем отъезде с родителями. Разговор нам не слышен.
Все ясно из жестов. Роман в шоке. КАТЯ расстроена, но вопрос решен.
После паузы лицом к залу резко по-цыгански
обнимаются.
РОМАН вручает КАТЕ шаль Ляли, ее матери.
Аплодисменты. Гаснет свет.
СЦЕНА СЕДЬМАЯ
Зал отправления аэропорта. БЭЛЛА, КОЛЯ и КАТЯ с ручной кладью и посадочными талонами в руке двигаются на посадку.
Голос по трансляции объявляет: "Продолжается посадка на рейс три два три компании Остриан Эрлайнс, следующий в Вену. Оставшихся пассажиров просят проследовать к воротам номер семь".
БЭЛЛА и КОЛЯ проходят. Сотрудник аэропорта отрывает квиток с их посадочных талонов.
КАТЯ останавливается. Кивает родителям, медленно двигается в противоположную кулису (обратно). БЭЛЛА устремляется к ней. КОЛЯ останавливает. Качает головой (не надо). БЭЛЛА в шоке, но понимает, это выбор КАТИ. КОЛЯ и БЭЛЛА проходят на посадку (исчезают).
КАТЯ с материнской шалью на плечах подходит к цыганскому ансамблю. Цыгане обступают (принимают) ее.
Взрывается припев из песни "Солнышко".
К О Н Е Ц
Леон Агулянский
31 августа 2024
Добавить комментарий