Леон Агулянский ВИЗИТ В ЗАЗЕРКАЛЬЕ Литературный сценарий Синопсис "Визит в Зазеркалье" (По опубликованной повести Леона Агулянского "Визит в Зазеркалье") Мелодрама – полнометражный фильм или сериал 6-8 серий Действие может происходить в любых двух странах Главные герои: Сергей – 45-50 лет, врач-рентгенолог; Зоя – 45-50 лет, врач-гинеколог, жена Сергея; Наташа – 40-45 лет, туроператор; Борис – 30-35 лет, безработный, брат Зои; Сандра – 25-30 лет, домохозяйка, жена Бориса; Павел – 45-50 лет, одноклассник Зои. Сергей, провожает жену, в аэропорт – лететь к родителям в США. В зале отправления он обращает внимание на миниатюрную блондинку, провожающую пожилую женщину. По дороге из аэропорта в задний бампер Сергея врезается автомобиль, за рулем которого та самая блондинка - Наташа. Они продолжают ехать в город в его машине. По дороге разговариваются. Доехав до дома, Наташа обнаруживает, что осталась без ключа. Сергей приглашает ее к себе домой. Вместе они проводят бурную ночь. Зоя, жена Сергея приезжает к престарелым родителям. Те живут скромно, обеспокоены судьбой младшего сына, Зоиного брата. Борис пьет, перестал работать "дальнобойщиком", задолжал солидную сумму денег. Женат на местной красавице. Есть две дочки. Сломался после посещения вечеринки свингеров, где оказался по инициативе жены. На фоне других мужчин предстал в ее глазах слабаком. Зоя переводит деньги – решить проблему. В банке она встречает школьного друга Павла, первую любовь и своего первого мужчину. Они повзрослели и изменились. Он уговаривает поехать в мотель для интимного свидания. В последний момент в номере Зоя отказывается. Он непреклонен. В процессе ссоры она ранит его в шею авторучкой и доставляет в больницу. Тот умоляет скрыть обстоятельства происшествия от его жены. Зоя возвращается домой. Муж, Сергей изменился. Он поглощен любовью к Наташе. В одну из встреч Сергея с Наташей в гостиничном номере у него случается обширный инфаркт. Сергей прогоняет Наташу и звонит жене, прося немедленно приехать. Зоя приезжает и видит, как Сергея загружают в машину скорой помощи. Она едет следом. По дороге Сергей умирает. Зоя ищет утешения в работе. Однажды в приемном покое встречает женщину с предродовым кровотечением. Та признается, что она Наташа, беременна от Сергея. Зое приходится срочно оперировать соперницу сразу после родов. Но та умирает в реанимации. Зоя решает взять ребенка. Действующие лица: Сергей – 45-50 лет, врач-рентгенолог, высокий худощавый интеллектуал с тонкими чертами лица; Зоя – 45-50 лет, жена Сергея, врач-гинеколог, небольшого роста, полноватая, энергичная самостоятельная женщина; Наташа – 38-40 лет, мать-одиночка, туроператор, миниатюрная стройная женщина с выразительными глазами, умна, склонна к меланхолии; Борис – 30-35 лет, брат Зои, безработный, небольшого роста, располневший простодушный добряк; Отец Зои – 70-75 лет, пенсионер, суховатый, интеллигент; Мать Зои – 70-75 лет, пенсионерка, уставшая от жизни больная женщина; Сандра – 25-30 лет, немка, жена Бориса, домохозяйка, женщина "в самом соку"; Павел – 45-50 лет, одноклассник Зои, лысый худощавый мужчина среднего роста, добросовестный работник, "добросовестный" муж. Действие может происходить в любых двух странах. ИНТЕРЬЕР. САЛОН ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ. ПОЗДНИЙ ВЕЧЕР. Он едет по трассе в сторону аэропорта. Ночь. Сильный дождь. В машине Сергей и его жена Зоя. Зоя курит сигарету. ЗОЯ Смотри, не прозевай поворот. Так поливает. Ничего не видно. СЕРГЕЙ Помнишь день нашего приезда? По этой дороге ехали из аэропорта? ЗОЯ На такси. СЕРГЕЙ Еле нашли. ЗОЯ. Дорога была поуже. Сергей чуть приоткрывает боковое стекло. Ветер и шум дороги врываются в салон автомобиля. ЗОЯ Ну, в самом деле! СЕРГЕЙ От твоего дыма глаза слезятся. ЗОЯ Его выдохнула твоя любимая жена, которая всего через пару часов улетит к родителям в Германию. Так что мог бы и потерпеть… У тебя впереди целых две недели свободы… Кстати, можешь найти себе некурящую. СЕРГЕЙ Найти некурящую насовсем или только на две недели? ЗОЯ Нет, дорогой. Насовсем я не согласна. Вдвоем приперлись в этот город из провинции. Сколько дерьма съели, пока не стали на ноги. Так что извини. Вместе пахали, вместе и урожай будем собирать. СЕРГЕЙ Красиво излагаешь. ЗОЯ Видишь как… Пахали, пахали, личное благополучие строили. Когда построили, уже и молодость прошла… Восемнадцать лет – как один день. (Она закуривает очередную сигарету.)– Для чего мы пахали, дорогой? СЕРГЕЙ Обеспечить старость. ЗОЯ Устаем, чтобы потом отдыхать? На лекарства собираем? СЕРГЕЙ Лучше обеспеченная старость, чем необеспеченная. ЗОЯ Согласна. Но… СЕРГЕЙ Что, дорогая? ЗОЯ Не уверена, что ради обеспечения старости, стоит пожертвовать молодостью и здоровьем. СЕРГЕЙ Знаешь, что говорил Конфуций по этому поводу? ЗОЯ Конфуций? А ты сам, откуда знаешь? Ведь ничего, кроме медицинской литературы не читаешь! СЕРГЕЙ Товарищ рассказал. ЗОЯ На дежурстве, небось? СЕРГЕЙ Угадала. ЗОЯ Ну? СЕРГЕЙ Слушай… "Люди тратят здоровье, чтобы заработать деньги. Потом тратят деньги, чтобы вернуть здоровье". ЗОЯ Неплохо! СЕРГЕЙ Слушай дальше… "В думах о будущем забывают о настоящем". ЗОЯ Это про нас. СЕРГЕЙ Еще не все… "Живут в мечтах о будущем, будто никогда не умрут. Но умирают, будто никогда и не жили". ЗОЯ Браво! (нехотя хлопает в ладоши.) СЕРГЕЙ Но мы свое отпахали и еще не стары… ЗОЯ Да что ты говоришь!.. Это ты не стар. Мужики в пятьдесят еще выглядят на выданье. СЕРГЕЙ Особенно, если при бабках. ЗОЯ О других я и не говорю. Если к полтиннику мужик не сумел обеспечить себя и свою семью, это не мужик. СЕРГЕЙ Круто! ЗОЯ Так вот. Мужик в пятьдесят еще имеет товарный вид. Чего не скажешь о женщинах. СЕРГЕЙ Наверное, ты права. Женщина к сорока уже свою биологическую функцию выполнила, растратив при этом весь запас сексуальной привлекательности. Так распорядилась природа. ЗОЯ Сука, эта твоя природа! На щитке приборов замигал сигнал правого поворота. Фары высвечивают дорожный указатель, на котором нарисован маленький самолетик. ЗОЯ Не гони так! Успеешь от меня избавиться! (Отгибает противосолнечный щиток, пытается рассмотреть свое отражение в маленьком зеркальце.) СЕРГЕЙ Волнуешься? ЗОЯ Угу. СЕРГЕЙ Скажи… Почему твои старики рванули в Германию, а не сюда? ЗОЯ Не хотели… нам мешать… СЕРГЕЙ Мешать? Могли бы помочь, пока дети были маленькими, а мы пахали день и ночь, чтобы удержаться на работе. ЗОЯ Дети выросли. Скоро мы им будем мешать. СЕРГЕЙ Не хотели мешать, это не причина… Или не хочешь говорить?.. Не надо. Впереди видны огни аэропорта. СЕРГЕЙ Билет и паспорт не забыла? ЗОЯ Знаешь, родители всегда считали, что я не пропаду. Мне не нужно помогать. Обо мне не стоит беспокоиться. Выплыву. А вот мой брат Боря – бедный и несчастный, причем всю жизнь. Вокруг него надо постоянно кудахтать. Взрослый мужик с женой и детьми, работает, но это не в счет. Ему постоянно нужна помощь родителей. СЕРГЕЙ Да ладно тебе. ЗОЯ Но за то, что они там, а не здесь, мы должны сказать им спасибо. СЕРГЕЙ Вот прилетишь и скажешь. Машина паркуется у входа в терминал. Сергей и Зоя входят внутрь. Сергей катит большой чемодан на колесиках. Зоя смотрит на табло в зале отправления. ЗОЯ Вот. Франкфурт. Регистрация началась. Хорошо пробок не было. Успели. Они становятся в очередь на регистрацию. В очереди на другой рейс Сергей замечает женщину в короткой кожаной куртке. Ее белые, абсолютно прямые волосы чуть касаются черной кожи воротника. Сергей переводит взгляд на невысокую, чуть располневшую Зою. Она достает билет и паспорт. Он вновь посмотрит в сторону красивой незнакомки. Та что-то объясняет хорошо одетой старухе и указывает пальцем в направлении паспортного контроля. ЗОЯ Что тебе привезти? СЕРГЕЙ (опомнившись) Ничего. ЗОЯ Что-нибудь из дьюти фри? СЕРГЕЙ Бритвы. Сергей вновь смотрит в сторону незнакомки. Внезапно та оборачивается. Их взгляды встречаются. Оба замирают на несколько мгновений. Опомнившись, оба продолжают окутывать вниманием каждый своего провожаемого. Обе очереди продвигаются вперед. Самолет взлетает. Сергей идет к машине. Оборачивается и смотрит на то место, где стояла она, красивая стройная блондинка. Ему чудится ее силуэт и ее взгляд. Сергей выходит из терминала. Идет сильный дождь. Садится в машину и выезжает на трассу. Сзади слышится сирена. Она приближается. Машина скорой помощи не может обогнать машину Сергея. В салоне автомобиля видно отражение красных мигающих фонарей "скорой". Сергей сворачивает на обочину и нажимает на тормоз. Чувствует и слышит удар сзади. Машину бросает вперед. Сергей ударяется затылком об ограничитель на спинке сидения. Он нажимает на кнопку аварийной сигнализации и выходит из машины. Багажник его автомобиля помят. Сзади стоит машина с разбитым фронтом. За рулем, закрыв лицо руками, сидит женщина. Сергей открывает дверцу и хлопком ладони утапливает красную кнопку аварийного сигнала на рулевой колонке. СЕРГЕЙ С вами все в порядке? НАТАША (медленно опускает руки на руль). Да. Мимо проносится семитреллер. В свете его фар Сергей видит лицо женщины и узнает в ней красивую незнакомку из терминала. СЕРГЕЙ Вызвать "скорую"? НАТАША Не стоит. У них работы и без нас хватает. СЕРГЕЙ Может… все-таки… (достает мобильный телефон из кармана.) НАТАША Обойдемся сигаретой и таблеткой аспирина. Дождь продолжает идти. Мимо проносятся несколько грузовиков. Сергей отворачивается от брызг, поднятых их колесами. НАТАША Совсем промокли. Если ваша машина на ходу, давайте поедем. Мою отбуксируют потом. Сергей принимает руку Наташи и помогает ей выбраться из машины. Они садятся в машину Сергея. СЕРГЕЙ Сейчас (шарит пол сидением автомобиля.) Надо поставить аварийный треугольник. Это, наверняка, в багажнике. А его теперь открыть не удастся. НАТАША Зато мой должен открыться без труда (протягивает Сергею ключи от машины.) Сергей выходит из машины. Открывает багажник Наташиного автомобиля, устанавливает сигнальный треугольник. ИНТЕРЬЕР. ТОРГОВЫЙ ЗАЛ МАГАЗИНА ДЬЮТИ ФРИ В АЭРОПОРТУ. Зоя прохаживается с товарной тележкой в магазине, смотрит на выставленные товары, приценивается. НАТУРНАЯ СЪЕМКА. НОЧЬ, ДОЖДЬ. ДОРОГА ИЗ АЭРОПОРТА В МОСКВУ. Сергей возвращается за руль своей машины совершенно промокший. СЕРГЕЙ Все. Едем (машина заводится с третьей попытки.) НАТАША Подбросьте меня домой, пожалуйста. Дыбенко семнадцать. СЕРГЕЙ (включает левый поворот, выруливает на трассу) Может, сначала – в приемный покой? НАТАША Нет. Домой. Если вас не затруднит. СЕРГЕЙ Скажите… НАТАША Наташа… Меня зовут Наташа… СЕРГЕЙ (мечтательно) Наташшша… (Опомнившись.) Сергей. Очень приятно. НАТАША Лукавите. В столкновении на ночной дороге под дождем трудно найти что-либо приятное. СЕРГЕЙ Как знать. НАТАША Могу я закурить? (Смотрит на окурки в пепельнице на панели приборов.) СЕРГЕЙ (бормочет себе под нос, усмехнувшись) Не удалось найти некурящую. НАТАША Брошу. Только не сегодня (закуривает.) Хотели что-то спросить, перебила. СЕРГЕЙ Что вы делали в аэропорту? НАТАША Что делала? (Приоткрывает боковое стекло и выдыхает сигаретный дым.) Провожала маму в Питер. СЕРГЕЙ Сами из Питера? НАТАША Родилась на Васильевском. СЕРГЕЙ Давно в Белокаменной? НАТАША Прожила здесь целую жизнь. СЕРГЕЙ Я или мы? НАТАША (понимающе кивнув и улыбнувшись) Я… одна… С мамой... А что вас привело в аэропорт? СЕРГЕЙ Провожал жену в Штаты. … На две недели - к родителям. НАТАША Вот как. У меня несколько подруг уехали в Штаты. Кто-то устроился. Кто-то – не очень… СЕРГЕЙ Купюры на деревьях нигде не растут. НАТАША Растут. СЕРГЕЙ Где, именно? НАТАША У нас, в России… Только не каждому дозволено подойти к дереву и сорвать. СЕРГЕЙ Продолжайте. Это интересно. НАТАША В России деньги не только растут на деревьях. Они выходят на поверхность в виде нефти, газа, угля и древесины, а также цветных металлов. И все это огромно, бесконечно и неисчерпаемо… Нужно только сидеть на кранах и решать, что и когда получит развитая Европа и на каких условиях… И если завтра мир сумеет отказаться от нефти, газа, угля и даже бумаги, у России останутся цветные металлы, замену которым найти нелегко. Россия может ничего не производить. Только продавать ресурсы и быть богатейшей страной мира. СЕРГЕЙ Как Саудовская Аравия? НАТАША У Саудовской Аравии нет и десяти процентов того, что есть у России. СЕРГЕЙ Я читал, в Саудовской Аравии целый район города превратили в закрытое помещение, обеспечиваемое гигантскими кондиционерами. НАТАША А Москве расстреливают дождевые облака ракетами… СЕРГЕЙ Видать, сегодня промазали. НАТАША Через пару лет она станет самым дорогим городом мира. СЕРГЕЙ Но нефтяными скважинами и газовыми месторождениями владеет очень небольшое число людей. Что с остальными? НАТАША Люди, синящие на кранах, вынуждены жить в России. Трудно руководить российским бизнесом из Швейцарии или Монако. СЕРГЕЙ Бедняги! НАТАША Каждый такой бизнесмен должен купить себе пространство для достойного существования. СЕРГЕЙ Купить пространство... Красиво звучит. НАТАША Именно, пространство: рестораны, бары, казино, автосервис, салоны причесок, частные школы для детей, медицина… В нем заняты люди. Они неплохо зарабатывают. Таких пространств образуется все больше. Они расширяются. В крупных городах эти поля даже перекрывают друг друга. СЕРГЕЙ Но этого не происходит в Вышнем Волочке и Нижнем Тагиле. НАТАША Дойдет и до них… И гораздо быстрее, чем мы с вами думаем. СЕРГЕЙ Наташа, а чем вы занимаетесь, если не секрет? НАТАША Туроператор. СЕРГЕЙ Устроите билет на самолет недорого? НАТАША Нет. СЕРГЕЙ Понял. НАТАША А вы чем занимаетесь в свободное от отдыха время? СЕРГЕЙ Врач-рентгенолог. НАТАША Просвечиваете людей? СЕРГЕЙ Вижу насквозь. Наташа тушит сигарету в пепельнице. Интерьер. Зоя сидит в комнате для курения в терминале аэропорта. У ее ног пакеты с покупками из дьюти-фри. Она тушит сигарету в пепельницу на длинной ноге. ИНТЕРЬЕР. САЛОН АВТОМОБИЛЯ. НОЧЬ. ДОЖДЬ. Сергей и Наташа едут по трассе. Впереди появляются огни города. Сергей ежится. Ему зябко в мокрой одежде. СЕРГЕЙ Вы замолчали… НАТАША Так много наговорила. Наверное, думаете, что я болтушка. СЕРГЕЙ Уверен в этом. НАТАША Все. Молчу. СЕРГЕЙ Знаете, Наташа, меня взволновал ваш рассказ… Я здесь, что называется, кровью харкал, чтобы зацепиться в больнице. Только после сорока начал зарабатывать приличные деньги… Думал, что устроен, упакован. НАТАША Пока не убедились, что это не совсем так? СЕРГЕЙ Совсем не так. НАТАША Расскажите. СЕРГЕЙ Был в Штатах на съезде рентгенологов. Встретил двух одноклассников - москвичей. Они кровью не харкали. С трудом окончили школу. Сашку я по математике подтягивал. И что теперь? У каждого в кармане - пачка в десять-пятнадцать тысяч долларов на карманные расходы – мелочевка. Пытался выяснить, чем занимаются. "Крутимся", - говорят. Относились ко мне как к маленькому брату, которому надо купить мороженое. Сорили деньгами. А когда я попытался заплатить за ужин в ресторане, от души смеялись… И вот тогда я понял, Наташа… НАТАША Что именно? СЕРГЕЙ Нас обманули. НАТАША Может, мы обманулись сами? СЕРГЕЙ Образование и профессионализм вызывают сочувственную улыбку. Крутись, комбинируй, наезжай и хапай – будешь при деньгах. Ведь, деньги не пахнут. НАТАША Пахнут! Поэтому вы - врач, а не владелец публичного дома! СЕРГЕЙ Утешили. Даже голова меньше болит. Кстати, как Вы себя чувствуете? НАТАША Головная боль для меня не новость. Шея ноет. А, в общем, ничего. СЕРГЕЙ Черт! Уже МКАТ. НАТАША Что-то не так? СЕРГЕЙ Почти на месте, а расставаться не хочется. Продолжают ехать молча. ИНТЕРЬЕР. САЛОН САМОЛЕТА. Зоя сидит в кресле у иллюминатора. Улыбается, что-то вспоминая. Открывает складной столик в спинке кресла. Принимает поднос с едой. ИНТЕРЬЕР. САЛОН АВТОМОБИЛЯ. Сергей и Наташа едут по московской улице. НАТАША Остановите здесь. Тормоза в порядке? Сергей тормозит напротив многоэтажного дома. Дождь прекратился. НАТАША Вот мой дом. Сергей (спохватившись) Давайте обменяемся телефонами. НАТАША Конечно, конечно, (копирует официальный тон) мы просто обязаны обменяться телефонами, как участники дорожного происшествия. Они обмениваются визитками. СЕРГЕЙ (прочитав имя в визитке) Наталья Петровна… Наташа – гораздо мягче. НАТАША Созвонимся завтра… Да и… Извините меня… СЕРГЕЙ Что вы. Какие пустяки… Наташа, а может мы… НАТАША До завтра (захлопывает дверцу автомобиля, идет к парадной.) Сергей смотрит на панель приборов, слышен удаляющийся стук ее каблучков и стук парадной двери. Продолжает сидеть, не двигается с места. Гремит гром. Начинается дождь. Звонит мобильный телефон Сергея. СЕРГЕЙ(нажимает на кнопку мобильника) Алло? ИНТЕРЬЕР. ПРИХОЖАЯ НАТАШИНОЙ КВАРТИРЫ. Наташа смотрится в зеркало и говорит по мобильному телефону с Сергеем. НАТАША Сергей? Это Наташа, (улыбнувшись) которая Наталья Петровна. Мне жутко неудобно… Но я… без ключа. Остался в сумочке, в машине. ИНТЕРЬЕР. САЛОН АВТОМОБИЛЯ СЕРГЕЯ. НОЧЬ СЕРГЕЙ (Взмахивает кулаком в воздухе) Ейс! ИНТЕРЬЕР. ПРИХОЖАЯ НАТАШИНОЙ КВАРТИРЫ. НАТАША Что вы там шипите? Чертыхаетесь? ИНТЕРЬЕР. САЛОН АВТОМОБИЛЯ СЕРГЕЯ. СЕРГЕЙ Нет. Благодарю судьбу, но шепотом. ИНТЕРЬЕР. ПРИХОЖАЯ НАТАШИНОЙ КВАРТИРЫ. НАТАША Ну, если так, приглашайте на чай и посушиться. ИНТЕРЬЕР. САЛОН АВТОМОБИЛЯ СЕРГЕЯ. СЕРГЕЙ Приглашаю! ИНТЕРЬЕР. ПРИХОЖАЯ НАТАШИНОЙ КВАРТИРЫ. НАТАША Принимаю приглашение. Как подъедете, звоните. Я спущусь. ИНТЕРЬЕР. САЛОН АВТОМОБИЛЯ СЕРГЕЯ. СЕРГЕЙ А я и не уезжал… ИНТЕРЬЕР. ПРИХОЖАЯ НАТАШИНОЙ КВАРТИРЫ. НАТАША Ну, вы даете! Иду (закрывает мобильник, смотрится в зеркало, красит губы, обращается к своему отражению в зеркале.) Что ты, Натаха, делаешь?! ИНТЕРЬЕР. САЛОН АВТОМОБИЛЯ СЕРГЕЯ. Наташа открывает дверцу, садится на переднее сидение, захлопывает дверцу и быстрым движением пристегивается ремнем безопасности. НАТАША Покрепче, полторы ложечки сахару и лимон. ИНТЕРЬЕР. САЛОН САМОЛЕТА. НОЧЬ. Зоя выходит из туалета, не торопясь, идет между сидениями к своему креслу, кивает своим соседям по ряду, те встают, пропускают ее на место у иллюминатора. ИНТЕРЬЕР. МОСКОВСКАЯ КВАРТИРА СЕРГЕЯ. НОЧЬ. В БОЛЬШОЙ КОМНАТЕ ДИВАН, ПЕРЕД НИМ ЖУРНАЛЬНЫЙ СТОЛИК, В УГЛУ – КРЕСЛО. ПРОТИВ ДИВАНА – ТЕЛЕВИЗОР. НА ЖУРНАЛЬНОМ СТОЛИКЕ – БУТЫЛКА КОНЬЯКУ И ДВА ХРУСТАЛЬНЫХ СТАКАНА. НА ПОЛУ КОВЕР С ДЛИННЫМ ВОРСОМ. Наташа входит в комнату в Зоином халате. Волосы завернуты в полотенце после душа. Сергей сидит на диване. Его взгляд падает на стройную ножку Наташи, появляющуюся между полами халата при каждом шаге. ИНТЕРЬЕР. САЛОН ЛЕТЯЩЕГО САМОЛЕТА. НОЧЬ. Самолет начинает слегка трясти. Загорается сигнал "пристегнуть ремни". Голос стюардессы объявляет: "Уважаемые пассажиры, просьба – вернуться на свои места и пристегнуть ремни безопасности". Эта же фраза повторяется по-английски: "Ледис енд джентельмен, плиз, ретурн то ёр сидс енд фаст зе сидс белтс. Сеньк ю". Зоя складывает откидной столик в спинке кресла и тревожно смотрит в иллюминатор. ИНТЕРЬЕР. КОМНАТА В КВАРТИРЕ СЕРГЕЯ. НОЧЬ. Он, сидя на диване, наливает коньяк в стаканы. Наташа медленно подходит, салится на подлокотник дивана, кивком головы указывает на стаканы. НАТАША Лекарство против страха? СЕРГЕЙ Против простуды. НАТАША (принимает стакан из его руки) Мне хорошо, спокойно с тобой… За тебя (выпивает мелкими глотками.) СЕРГЕЙ (после некоторой паузы, выпивает свою дозу одним глотком). Теперь за тебя… Он откупоривает бутылку коньяку. Пробка выскальзывает из рук. Попытается налить бокал. Тот падает, с журнального столика на ковер и катится куда-то. Руки Сергея трясутся. Он смотрит в лицо гостье и с досадой качает головой. НАТАША (тихо) Оставь это. Иди ко мне… (распахивает халат, садится верхом на бедра Сергея. Целуются.) Постельная сцена сопровождается громом и шумом дождя за окном. ИНТЕРЬЕР. САЛОН АВТОМОБИЛЯ. РАННЕЕ УТРО. ТУМАН. Сергей ведет машину. Наташа сидит рядом, курит. Они молчат. Выглядят уставшими. В воспоминаниях Сергея возникают отдельные эпизоды последней ночи, проведенной с Наташей. ИНТЕРЬЕР. СПАЛЬНЯ В КВАРТИРЕ СЕРГЕЯ. НОЧЬ. Отдельные эпизоды их интимной близости в воспоминаниях Сергея, короткие как блики. В очередном эпизоде Наташа лежит на боку, спиной к Сергею. СЕРГЕЙ (тихо) После этого не страшно даже умереть. НАТАША (шепотом) Еще успеешь. ИНТЕРЬЕР. САЛОН АВТОМОБИЛЯ СЕРГЕЯ. УТРО. Наташа берется за ручку дверцы – открыть. Сергей, останавливает вопросом. СЕРГЕЙ Так ничего и не скажешь? НАТАША (сжав пальцами переносицу) Я… Я запуталась… Пока (открывает дверцу, выходит.) СЕРГЕЙ Встретимся еще? НАТАША Потом. Все потом. Все… Сергей всем телом подается в ее сторону, еще не решив, что сказать или сделать, протягивает к ней руку. Наташа чуть заметно качает головой и захлопывает дверцу автомобиля. От неожиданности Сергей вздрагивает и зажмуривает глаза. Вдалеке гремит гром. Слышен стук ее каблучков и стук хлопнувшей парадной двери. Сергей запускает двигатель, разворачивается на машине и уезжает. Натурная съемка. Самолет совершает посадку в аэропорту. ИНТЕРЬЕР. Зоя проходит паспортный контроль. Человек в полицейской форме, сидящий в будке за стеклом шлепает печатью в паспорт и возвращает его Зое. Она выходит. ИНТЕРЬЕР. ЗАЛ ПРИБЫТИЯ АЭРОПОРТА JFK НЬЮ-ЙОРКА. УТРО. Зоя проходит через автоматически открывающиеся стеклянные двери, везет чемодан на колесиках. В толпе встречающих ей машет рукой ее брат Боря. Он низкого роста, полноват, небрит. Рядом с ним высокий плотный мужчина. Зоя подходит, обнимает брата. ЗОЯ Постарел, растолстел. Мог бы побриться перед такой встречей! БОРИС Это мой друг (указывает на высокого мужчину.) ВЫСОКИЙ МУЖЧИНА Дима (подает Зое руку для приветствия.) Борис (поправляет). Димыч. Он нас подбросит. Натурная съемка. Автомобиль, за стеклом которого промелькнуло лицо Зои едет по улице Нью-Йорка (Район Брайтон Бич). Невысокие дома, подстриженные кусты вокруг. Автомобиль подъезжает к зданию, похожему на советскую пятиэтажку - "хрущевку". БОРИС Это квартира родителей. Они просили… они просили, чтобы ты … в общем, чтобы ты остановилась у них. Натурная съемка. Борис и Зоя выходят из машины. Зоя кивает Димычу на прощание. Зоя и Борис идут к парадной двери пятиэтажки. БОРИС (не доходя до двери) Первый этаж. Вторая квартира… Я - домой. Завтра встретимся и поговорим. Пока (возвращается, садится в машину, машина уезжает.) ИНТЕРЬЕР. СКРОМНАЯ КВАРТИРА. НЕБРОСКАЯ МЕБЕЛЬ. УТРО. Зою встречают ее родители – старые надломленные люди. Оба плачут, обнимая ее. Интерьер. В комнате в квартире Зоиных родителей за столом сидят Зоя, ее отец и мать. МАТЬ ЗОИ Устала, иди, мы тебе постелили. ОТЕЦ ЗОИ (указывает в сторону двери, ведущей в другую комнату). Правда, Зоюшка… ЗОЯ Ладно, высплюсь еще. Давай-ка чайку и поболтаем. МАТЬ ЗОИ Садись, я чайник поставлю. ЗОЯ Ну, рассказывайте, как вы здесь, за бугром. ОТЕЦ ЗОИ Сначала ты. ЗОЯ Работаем… Дети выросли… Вниманием нас не балуют. Может, мы сами в этом виноваты. Живем дружно. Зарабатываем прилично. Правда, времени на то, чтобы тратить деньги уже не остается. Единственно чего хочется, это тишины и покоя. ОТЕЦ ЗОИ За покоем надо было сюда ехать. МАТЬ ЗОИ Бог с тобой, какой здесь покой-то! Ты что?! ОТЕЦ ЗОИ Еще лучше, в Финляндию. ЗОЯ Держимся на плаву, как можем… А в общем, как здесь, у вас говорят: "Айм окей". ОТЕЦ ЗОИ У нас с океем не очень получилось… Разговор серьезный, может завтра? ЗОЯ Завтра уже наступило. Рассказывай. Мама Зои наливает чай в российские фарфоровые чашки и удаляется, скрывая слезы. ОТЕЦ ЗОИ Невеселая история с Борькой приключилась. Многие из наших работают здесь на грузовом транспорте. Возят грузы по всей Европе. Дальнобойщики нужны. Вот и Боря наш учить язык и поступать на курсы переподготовки не захотел. Сел за баранку семитрелера… Начал прилично зарабатывать. Женился на местной. Девица вроде ничего, красивая, крупная. Родили двух детей. И все бы ничего. Но однажды сказала Боре, что скучно ей. Не хватает общения. МАТЬ ЗОИ (вернувшись за стол) Сука, вот и все! ОТЕЦ ЗОИ Скучно, надо же развлекаться. Потащила его в клуб свингеров. Знаешь хоть что это такое? ЗОЯ Понятия не имею. ОТЕЦ ЗОИ А мы вот узнали на старости лет. Это когда на квартире собираются несколько пар, раздеваются и трахаются без разбору… ЗОЯ Фу! ОТЕЦ ЗОИ Короче, притащила Борьку на вечеринку. Там подпили, накурились, да за дело. Потом рассказал мне, как на его глазах двое бугаев его красавицу так отодрали, что у нее чуть сиськи не отлетели! ЗОЯ Папа, ты шутишь? ОТЕЦ ЗОИ Не до шуток, дочь! Не до шуток! ЗОЯ Как же он пережил такое? ОТЕЦ ЗОИ Пережить-то он пережил. Вот только его красавица заявила, что есть на свете настоящие мужики. А он, значит, Борька – слабак. ЗОЯ Дикость какая-то! ОТЕЦ ЗОИ Боря взялся за стакан. И не просто взялся, а лишился водительских прав по пьяному делу. ЗОЯ А я-то думаю, почему его приятель ведет машину. ОТЕЦ ЗОИ Но это еще полбеды. Он подписал с фирмой такой контракт… МАТЬ ЗОИ Да не фирма это! Банда убийц! ОТЕЦ ЗОИ По контракту, если не выходит в рейсы длительное время, должен платить неустойку. "Отступного" по-нашему. ЗОЯ (После некоторой паузы, глядя на скатерть стола) Сколько? ОТЕЦ ЗОИ Десять тысяч евро… ЗОЯ Так. (Приложив ладонь ко лбу.)Так. ОТЕЦ ЗОИ Домой к нему несколько раз вваливались головорезы. Обещали изнасиловать жену. МАТЬ ЗОИ Дураки! Не знают, что она только спасибо скажет! ЗОЯ Деньги… деньги будут. ОТЕЦ ЗОИ Бог с тобой, Зоюшка, мы не для этого тебя приглашали… Погостить, повидаться… ЗОЯ Заодно и погощу. Завтра поедем в банк, оформить перевод. МАТЬ ЗОИ Зоечка, да мы сами. ЗОЯ У меня к вам просьба, родные мои. Пусть Боря не знает, что деньги от меня. ОТЕЦ ЗОИ Но почему? ЗОЯ Потому, папа, что я прошу. Неужели этого не достаточно? ИНТЕРЬЕР. КОМНАТА ВРАЧА-РЕНТГЕНОЛОГА В БОЛЬНИЦЕ. УТРО. Сергей в белом халате сидит у стола. На столе – светящийся скрин, на нем висит рентгеновский снимок. Сергей несколько раз набирает номер на мобильном телефоне. Слыша, что ответа нет, швыряет его на бумаги на столе. В комнату заходит Светлана Евгеньевна, женщина средних лет в белом халате, заведующая отделением. СЕРГЕЙ Здрасте, Светлана Евгеньевна. СВЕТЛАНА ЕВГЕНЬЕВНА (садясь на стул напротив). Сережа, что с тобой? СЕРГЕЙ В каком смысле? СВЕТЛАНА ЕВГЕНЬЕВНА Что с тобой происходит или не происходит? Вчера перелом пропустил. Сегодня полно работы, а ты еле шевелишься. СЕРГЕЙ Хреновенько себя чувствую. Смотрю на снимок, а сосредоточиться не могу. СВЕТЛАНА ЕВГЕНЬЕВНА Перебрал вчера? СЕРГЕЙ И да, и нет. СВЕТЛАНА ЕВГЕНЬЕВНА Что да и что нет? Не морочь мне голову! СЕРГЕЙ Да – перебрал. Нет – не алкоголя. СВЕТЛАНА ЕВГЕНЬЕВНА Короче, Серега, дуй домой. Приводи себя в порядок. Толку от тебя никакого. Еще опухолей да пневмоний напропускаешь. Давай. СЕРГЕЙ Но, ведь… СВЕТЛАНА ЕВГЕНЬЕВНА Мои проблемы. Что там у тебя осталось на сегодня (смотрит на лист бумаги на столе.) Сама сделаю. СЕРГЕЙ Так, что, это сладкое слово "свободен"? СВЕТЛАНА ЕВГЕНЬЕВНА Именно. Слушай, ты всегда надеваешь рубашку с открытым воротом. А сегодня в черной водолазке со стоечкой явился. С чего бы? СЕРГЕЙ (посмотрев на дверь) Шея в засосах. Неловко на показ-то выставлять. СВЕТЛАНА ЕВГЕНЬЕВНА Ой! Да ладно тебе! Прям, засосали его! Бедняга! Сергей отгибает стоечку водолазки. На шее виден засос. СВЕТЛАНА ЕВГЕНЬЕВНА (тихо) Ты что, охренел, старый черт?! У тебя же яйца седые, а ты… СЕРГЕЙ Побрею! СВЕТЛАНА ЕВГЕНЬЕВНА Слушай, ты ведь отпрашивался жену про… Ну ты даешь, Серый! Все! С меня хватит секретов. Вали домой. Этого разговора не было. И то, что мне показал, больше никому... А то наши врачи будут кончать прямо на кости на снимках… Если кто увидит, скажешь, я по шее дала. Все. Иди! НАТУРНЫЕ СЪЕМКИ. УЛИЦЫ МОСКВЫ. УТРО. Сергей едет в машине на работу. Остановившись под красный сигнал светофора, набирает номер на мобильнике. Ответа нет. Натурные съемки. Сергей идет от машины к входу в больницу, вновь набирает номер. Ответа нет. ИНТЕРЬЕР. КВАРТИРА СЕРГЕЯ. ВЕЧЕР. Он сидит на диване около журнального столика. В его воображении образ Наташи. Она улыбается, потирает виски, восхищенно качает головой, махает рукой и смеется, наклоняясь вперед от смеха. Сергей вновь и вновь набирает номер на мобильнике. Ответа нет. Он закрывает лицо руками. Мобильник звонит. Сергей сначала не верит своим ушам, потом хватает аппарат, нажимает кнопку. Приставляет к уху. Молчит. ИНТЕРЬЕР. САЛОН АВТОМОБИЛЯ СЕРГЕЯ. УЛИЦЫ МОСКВЫ. ВЕЧЕР. Сергей, окрыленный, счастливый едет на встречу с Наташей. У ушах звучат ее слова, услышанные тогда по телефону. ГОЛОС НАТАШИ Здравствуй, это я… Не могу больше… Хочу увидеться… ИНТЕРЬЕР. СПАЛЬНЯ В КВАРТИРЕ СЕРГЕЯ. ВЕЧЕР. Постельная сцена. Сергей и Наташа упиваются друг другом. ИНТЕРЬЕР. САЛОН АВТОМОБИЛЯ СЕРГЕЯ. УЛИЦЫ МОСКВЫ. РАНЕЕ УТРО. Сергей за рулем. Наташа сидит рядом, откинув голову назад. НАТАША Подбрось до дому. Валюсь с ног. СЕРГЕЙ Вцепились друг в друга, даже не успели поговорить. НАТАША Да… уж… вцепились… СЕРГЕЙ Ты распуталась? НАТАША Запуталась еще больше. Но кое-что усвоила. СЕРГЕЙ Что, именно? НАТАША Есть плохой, средний и хороший секс. А есть секс с любимым мужчиной. СЕРГЕЙ То, что происходит между нами, не секс. НАТАША А что же это, милый? СЕРГЕЙ Не знаю. Ведь не рентгеновский снимок. Словами не опишешь. НАТАША Может, и не надо описывать. СЕРГЕЙ Почему ты не отвечала? Я звонил по сто раз в день. НАТАША Почему? - Она пожала плечами. - Пыталась распутаться. СЕРГЕЙ Но… НАТАША Но, ничегошеньки из этого не вышло. Кстати, когда возвращается твоя… жена? СЕРГЕЙ Это к делу не относится. НАТАША Вот как? Натурная съемка. Машина Сергея останавливается у дома Наташи. Наташа выходит из машины. СЕРГЕЙ (говорит через открытую дверцу автомобиля) Я позвоню тебе. НАТАША (улыбнувшись) Конечно, позвонишь. Куда ты денешься. Крупный план. Наташа едет в лифте. На ее глазах слезы. ИНТЕРЬЕР. КВАРТИРА ЗОИНЫХ РОДИТЕЛЕЙ В ГЕРМАНИИ. УТРО. Зоя выходит в цветастом халате в большую комнату. Ее отец и мать сидят у стола за чашкой чаю. ЗОЯ (потянувшись) Доброе утро! МАТЬ ЗОИ Будешь чай или кофе, Зоюшка? ЗОЯ Мне бы – в душ сначала. У вас горячая вода-то есть? ОТЕЦ ЗОИ Всегда. Без ограничения. Не то, что у вас в Москве. ЗОЯ Ох – ох – ох! Какое изобилие! МАТЬ ЗОИ Там – чистое полотенце для тебя. Интерьер. Зоя с родителями сидят у стола, пьют чай из фарфоровых чашек, на тарелке – бутерброды с сыром. Зоя держит в руке бутерброд, жует. ЗОЯ Вкусно. ОТЕЦ ЗОИ Говорят, Российские продукты теперь не хуже. ЗОЯ Может быть… Вот приехали бы и попробовали… МАТЬ ЗОИ Не до поездок нам, доченька. Ты ведь знаешь. ЗОЯ Теперь знаю. На чем поедем в банк? МАТЬ ЗОИ (обрадовавшись) На автобусе. ЗОЯ На автобусе? ОТЕЦ ЗОИ Да. Трамваев нет. Извини. ЗОЯ Сто лет на автобусе не ездила. Может, на такси? ОТЕЦ ЗОИ (посмотрев на МАТЬ ЗОИ) Далековато на такси. МАТЬ ЗОИ Безопаснее на автобусе. ИНТЕРЬЕР. ФОЙЕ АМЕРИКАНСКОГО БАНКА. УТРО. Зоя с родителями проходят к столу одного из служащих. ЗОЯ Зачем в такую даль ехали? Неужели около дома нет банка? ОТЕЦ ЗОИ Есть. Конечно, есть. Но, (подняв палец вверх.) Но здесь есть сотрудник, говорящий по-русски… ЗОЯ Я бы и по-английски справилась. МАТЬ ЗОИ Он не только русскоговорящий, еще и наш земляк, и (загадочно улыбнувшись) давний знакомый. Лучше действовать через него. Сюда. (Указала на столик служащего.) А мы погуляем пока. Зоя садится к столу. На маленькой табличке, стоящей на столе по-английски написано: "Пол Бикофф". Зоя берет табличку в руки, улыбается. Служащий – лысый худощавый мужчина средних лет изумленно смотрит на нее. Зоя, спешит возвратить табличку на место. ЗОЯ Сори! Пол продолжает изумленно смотреть в лицо Зои. ЗОЯ Ай эм сори, о'кей?! ПОЛ Зоя. (Посмотрев по сторонам.) Это же я… Я… Павел. Не узнала?(Смущенно улыбнувшись, проведя ладонью по блестящей лысине.) Ну? ЗОЯ Какой Павел? ПОЛ Паша Быков. Первая любовь. Не узнаешь? ЗОЯ Пашка! Сколько же лет прошло? ПОЛ - ПАВЕЛ Целая жизнь прошла! ЗОЯ Пашка. Я… я постарела, да? ПОЛ - ПАВЕЛ Нет. Можешь сама посмотреть в зеркало (наклоняет голову, подставляя блестящую лысину.) ЗОЯ Почему ты здесь, Паша? ПАВЕЛ Слушай, здесь поговорить не дадут. Давай закончим с твоим делом, а потом встретимся. Идет? ЗОЯ Давай. ПАВЕЛ Что у тебя? ЗОЯ Надо перевести десять тысяч евро с моего счета в Москве на счет родителей. ПАВЕЛ Не вопрос. За операцию платить придется. ЗОЯ Сделай скидку. ПАВЕЛ Не бывает здесь скидок, одни "накидки". ЗОЯ Ладно. Оформляй. ИНТЕРЬЕР. НЕБОЛЬШОЙ РЕСТОРАН В ЦЕНТРЕ НЕМЕЦКОГО ГОРОДКА. ПОЛДЕНЬ. Играет тихая музыка. За столом сидят Павел и Зоя. Зоя смотрит на Павла, улыбается. ЗОЯ Пашка, Пашка, Пашка! Будто вчера… Танцы – обжиманцы. Поцелуи в засос и тисканье на кухне чьей-то старофондовской квартиры. Потом – на метро – к тебе домой. Родители – на даче. Тогда "это" и случилось. Потом друг к другу… охладели. Дальше – больше. Почему, Паш? ПАВЕЛ Так жизнь распорядилась. ЗОЯ Жизнь. ПАВЕЛ Ну, где ты, что ты, как ты? ЗОЯ Наверное, все знаешь от моих стариков? ПАВЕЛ Кое-что… Живете в Москве… ЗОЯ Не в центре. ПАВЕЛ Ты – гинеколог… Муж – рентгенолог. ЗОЯ Верно. ПАВЕЛ Дети выросли. ЗОЯ Точно. ПАВЕЛ Больше добавить нечего? ЗОЯ Нечего… ПАВЕЛ Чем-то тебя обидел? ЗОЯ Нет. Просто задумалась… Теперь, давай ты о себе. ПАВЕЛ О себе? ЗОЯ Ага. ПАВЕЛ Что о себе? ЗОЯ Я, хоть что-то рассказала. А ты даже пару фраз не выдавишь о своей забугорной жизни? Разучился по-русски, можем на английский перейти. ПАВЕЛ Видишь как… Нечужие люди. Столько лет не виделись. Встретились, а разговор не клеится. ЗОЯ Может, выпьем? Язык и развяжется. ПАВЕЛ Я – за рулем. А ты, если хочешь… ЗОЯ Нет. Не хочу. Подают тонкие куриные шницели с тушеной картошкой. ЗОЯ Давай есть (втыкает вилку в край шницеля.) Потом расскажешь, если захочешь. ПАВЕЛ Знаешь, (промокнув жирные губы накрахмаленной салфеткой), я все эти годы помню и… ЗОЯ И? ПАВЕЛ И люблю… люблю… тебя. ЗОЯ (вздохнув) Паш, давай обойдемся без этого. ПАВЕЛ Вы, женщины, без "этого" не можете! ЗОЯ Можем. ПАВЕЛ Вот как? ЗОЯ Так вот! ПАВЕЛ Тогда, едем в мотель после обеда… уединиться? ЗОЯ Едем! Думал, испугаюсь? ИНТЕРЬЕР. КОМНАТА ДЕШЕВОЙ ГОСТИНИЦЫ НА ОКРАИНЕ ГОРОДА. ПО СЕРЕДИНЕ ДВУСПАЛЬНАЯ КРОВАТЬ. У СТЕНЫ МАЛЕНЬКИЙ СТОЛИК, НАД НИМ – ЗЕРКАЛО НА СТЕНЕ. У СТОЛА – СТУЛ. ВЕЧЕР. Павел входит в комнату вслед за Зоей. Помогает ей снять пальто, грубо привлекает ее к себе, задирает кофточку. ЗОЯ Стоп, стоп, стоп (отстраняется от Павла руками.) Не так спешно… Или торопишься домой? ПАВЕЛ Извини. Павел подходит к кровати, откидывает покрывало, снимает пиджак, вешает на стул возле трюмо. Зоя подходит к зеркалу, поправляет прическу. Павел снимает рубашку. Зоя смотрит на его покрытые крупными веснушками плечи и седеющие волосы на спине. Ей смешно и грустно одновременно. Она вновь смотрится в зеркало и разочарованно качает головой. Павел хватает Зою за талию, пытается найти ее губы для поцелуя. ЗОЯ Нет! Слышишь! Нет! Не хочу! Зоя упирается руками в его грудь, отворачивается от его губ. Павел, не унимается, теснит Зою к кровати. Зоя попытается ударить его по лицу, но дистанция слишком мала для замаха. Павел впивается губами в Зоину шею. Правой рукой Зоя вытаскивает металлическую авторучку из кармана пиджака Павла и, с силой втыкает ему в шею. Павел хрипит и падает на колени. Зоя смотрит на окровавленный конец авторучки, не может поверить, что это произошло. Павел падает на бок, держась за шею. Между пальцев появляется струйка крови. Зоя опускается возле него на колени, отстранив его руку, осматривает рану. Темная кровь истекает бодрым ручейком из раны. ЗОЯ Я вызываю "скорую" (подходит к телефону.) ПАВЕЛ (хриплым голосом) Нет. Нет! ЗОЯ Но… ПАВЕЛ Поедем сами… Помоги мне одеться. НАТУРНАЯ СЪЕМКА. ТРОТУАР ВОЗЛЕ ГОСТИНИЦЫ. ВЕЧЕР. Зоя ведет Павла к машине. Им преграждает дорогу хомлес. Обращается к ним: гив ми ер мани! Зоя вкладывает в его протянутую руку окровавленную авторучку. Хомлес смотрит на предмет, в ужасе тбрасывает в сторону. Кричит: фак! Убегает в темноту. Зоя усаживает Павла на переднее сидение. ЗОЯ (садясь за руль) Дави на рану! Показывай дорогу. (Запускает двигатель, газует с места.) ИНТЕРЬЕР. ПОЗДНИЙ ВЕЧЕР. САЛОН АВТОМОБИЛЯ. Зоя за рулем. Павел сидит рядом, держит окровавленный платок на ране, на шее. ПАВЕЛ Слушай меня! ЗОЯ Молчи и дави на рану! ПАВЕЛ Разборки с полицией нам с тобой ни к чему. Зоя молча кивает. ПАВЕЛ Напал бездомный… пытался ограбить… ранил меня и убежал… Высокий худой бродяга, хомлес, бомж. Поняла? ЗОЯ Какой там к черту бомж?! Расскажем в полиции все, как было! ПАВЕЛ Попытка изнасилования и ранение – многовато для нас с тобой. Я не согласен… Кроме того… ЗОЯ Что, бесценный мой? ПАВЕЛ Я очень дорожу своей женой. ЗОЯ Ах, вот как?! ПАВЕЛ Она не должна, слышишь, не должна знать истинных обстоятельств ранения. Прошу тебя! ЗОЯ Хорошо, хорошо. Ладно. Как самочувствие? ПАВЕЛ Тяжело дышать. И… голова кружится. ЗОЯ Сколько еще ехать? ПАВЕЛ Минут двадцать. ЗОЯ Так. Все. Хватит! (останавливает машину позади полицейского автомобиля, сверкающего мигалками на обочине дороги.) ИНТЕРЬЕР. ПРИЕМНЫЙ ПОКОЙ БОЛЬНИЦЫ В ГЕРМАНИИ. ВЕЧЕР. Павел лежит на каталке. Его везут в операционную. Зоя стоит в стороне. Павел обращается на немецком к человеку, везущему каталку. ПАВЕЛ Плиз. Ай вонт ту спик виз зис леди. Сотрудник больницы останавливает каталку. Жестом подзывает Зою. ПАВЕЛ Моя жена – по пути сюда… Вам не надо встречаться… ЗОЯ Не беспокойся. Сцены ревности не будет. ПАВЕЛ И еще… ЗОЯ Да? ПАВЕЛ Ты… прости меня, ладно (сжимает пальцами руку Зои.) ЗОЯ Нет. Это ты меня прости (целует его в лоб.) Павла увозят на каталке в операционную. Зоя направляется к выходу из приемного покоя. Ей навстречу вбегает взволнованная женщина. Останавливается. Несколько секунд они смотрят друг другу в глаза. Потом женщина бежит дальше, обращается к персоналу справочного. ЖЕНЩИНА Поль Бикоф! Поль Бикофф. Плиз! ИНТЕРЬЕР. ОПЕРАЦИОННАЯ В БОЛЬНИЦЕ В ГЕРМАНИИ. НОЧЬ. Павел лежит на операционном столе. Во рту – дыхательная трубка. Его голову поворачивают на бок. Кожу на шее смазывают йодом. Скальпель касается кожи. НАТУРНАЯ СЪЕМКА. СКРОМНАЯ ВИЛЛА НА ОКРАИНЕ НЕМЕЦКОГО ГОРОДКА. ПОЛДЕНЬ. Интерьер. Большая комната – дом Зоиного брата – Бориса. Зоя входит. В ее руках коробки с подарками. Ее встречает красивая блондинка, Сандра, жена Бориса. Борис небритый, неряшливо одетый, сидит, развалившись на диване, запрокинув одну ногу на подлокотник. По лицу видно, что пьян. САНДРА Ай! Айм Сандра. Плиз кам ин. ЗОЯ Зоя (проходит в комнату.) К ней подходят две девочки (7-10 лет). Дети с интересом рассматривают Зою. Зоя, присев на корточки, обнимает сначала младшую, потом старшую. Вручает каждой по коробке с подарками. Девочки с победными возгласами убегают по деревянной лестнице на второй этаж. Зоя смотрит на брата. Тот не встал поприветствовать сестру. На его лице глупая улыбка. Увидев Зоино замешательство, Сандра улыбается и махает рукой. Зоя, по приглашению Сандры садится на высокий табурет у высокого столика. Сандра – напротив, наливает мартини в конической формы фужеры. Сандра плохо говорит по-английски. Они молча смотрят друг на друга. Пьют. Зоя смотрит на сочные губы Сандры, потом на Бориса, успевшего задремать, и понимающе кивает. ИНТЕРЬЕР. КОМНАТА В КВАРТИРЕ ЗОИНЫХ РОДИТЕЛЕЙ. ВЕЧЕР. Зоя с родителями сидит за столом. Молчит. ОТЕЦ ЗОИ Деньги поступили утром. МАТЬ ЗОИ Нельзя их на счету долго держать. ОТЕЦ ЗОИ Борьке давать тоже нельзя. Пропьет. Зоя вспоминает: сидит с Сергеем у себя дома за бокалом вина. Это воспоминание сменяет другое: Сергей, потный, запыхавшийся, лежит на ней, опираясь на вытянутые руки. МАТЬ ЗОИ Надо передать в компанию. Но через адвоката. ОТЕЦ ЗОИ Адвокату платить надо (смотрит на Зою.) ЗОЯ Я заплачу. МАТЬ ЗОИ Сегодня поздно. Завтра едем к нему. ИНТЕРЬЕР. ПРИЕМНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ БОЛЬНИЦЫ, КУДА ПОПАЛ ПАВЕЛ. УТРО. Зоя обращается к служащей за столиком справочного, называет имя: Пол Бикофф. Служащая смотрит на монитор компьютера. Что-то объясняет на английском и жестом руки показывает на выход. Зоя кивает и уходит. Натурная съемка. Самолет совершает посадку. На здании терминала надпись: "Welkom to Israel". ИНТЕРЬЕР. ЗАЛ ПРИБЫТИЯ АЭРОПОРТА В МОСКВЕ. УТРО. Зою встречает Сергей. В его руке букет цветов. Они целуются. Сергей перехватывает из руки Зои чемодан на колесиках. Вместе они идут к выходу. ИНТЕРЬЕР. СПАЛЬНЯ В КВАРТИРЕ СЕРГЕЯ. НОЧЬ. Зоя лежит на боку, спит. На лице – спокойствие, удовлетворение после близости. Сергей лежит на спине, заложив руки за голову, смотрит в потолок. ИНТЕРЬЕР. КУХНЯ В КВАРТИРЕ СЕРГЕЯ. УТРО. Сергей и Зоя пьют кофе, сидя за маленьким столиком. ЗОЯ Что с тобой, дорогой? Молчалив, задумчив, влюбился? Тормоз не сработал? СЕРГЕЙ После аварии еще в себя не пришел. ЗОЯ Перевела десять тысяч евро, слова не сказал. Видать, здорово тряхнуло тебя. А знаешь, дорогой… СЕРГЕЙ Пока не знаю. ЗОЯ Хотела тебе изменить… СЕРГЕЙ Хотела? (улыбается.) ЗОЯ Не смогла. СЕРГЕЙ Ерунда. Это мужик может или не может. Женщина может всегда. ЗОЯ Вовсе нет. Не всегда. СЕРГЕЙ Почему же ты не смогла? Мы в таком возрасте, что каждая возможность может оказаться последней. ЗОЯ По-твоему ее непременно надо использовать? СЕРГЕЙ Не непременно, но использовать. ЗОЯ Видишь, а я вот не смогла. Не смогла и все. СЕРГЕЙ Но почему? ЗОЯ Знаешь, чужой он… Ничего общего… Ни чувств, ни интересов… Чужой. СЕРГЕЙ Неубедительно (ставит чашку на стол). Пошел я. ЗОЯ Как твои сердечные дела. СЕРГЕЙ Сердечные? Хорошо… ЗОЯ Покажись к кардиологу. А то ходишь с болями. Тянешь. Не дело! СЕРГЕЙ Пойду. Пора. Буду поздно (встает из-за стола, идет к выходу, берется за ручку двери). ЗОЯ Сережа! СЕРГЕЙ (стоит молча, не оборачиваясь, собирается открыть дверь) ЗОЯ (Кричит) Сергей! Сергей стоит не оборачиваясь, молча взмахивает руками в стороны, остается стоять спиной к Зое. ЗОЯ (Тихо) Может, хватит? (пауза) СЕРГЕЙ Почему? ЗОЯ Побереги ты себя! (закрывает лицо руками, плачет) Сергей молча выходит. Хлопает дверью. ИНТЕРЬЕР. КОМНАТА В ДЕШЕВОЙ ГОСТИНИЦЕ В ТЕЛЬ-АВИВЕ. СЕРГЕЙ И НАТАША В ПОСТЕЛИ. Они занимаются любовью. Внезапно Сергей застывает. Падает на бок, прикладывает руку к груди, зажмуривает глаза от боли. НАТАША Что с тобой? Ты весь побелел! СЕРГЕЙ (тихо, не открывая глаз) Быстро одевайся. НАТАША Но я, ведь… СЕРГЕЙ Быстро! Делать, как я говорю… Одевайся и – бегом отсюда… Тебя здесь не было и нет. Все! НАТАША Но, что случилось-то? Объясни! (встает с постели, прыгает на одной ноге, просовывая вторую в узкие джинсы.) СЕРГЕЙ Побыстрее! НАТАША (застегивает молнию на джинсах, надевает блузку) Ну, и свинья же ты! (направляется к двери.) СЕРГЕЙ Стой! Наташа останавливается, но не оборачивается. СЕРГЕЙ Дай мне сотовый. Наташа хватает мобильник с трюмо и швыряет Сергею. Выходит из комнаты, сильно хлопнув дверью. ИНТЕРЬЕР. КОРИДОР ГИНЕКОЛОГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ. ПОЛДЕНЬ. Зоя участвует в обходе больных вместе с другими врачами. Они собираются войти в очередную палату. У Зои звонит мобильный. ЗОЯ (обращается к коллегам) Извините, я сейчас (отходит к окну, нажимает на кнопку мобильника.) ИНТЕРЬЕР. НОМЕР В ГОСТИНИЦЕ. ПОЛДЕНЬ. Сергей говорит с Зоей по мобильному телефону. Лежит на спине. Глаза закрыты. Периодически морщится от боли. СЕРГЕЙ Все объяснения и сцены – потом. У меня – инфаркт… обширный. Нахожусь в гостинице "Сокос" адрес не знаю комната 228. Прости меня. Все. НАТУРНАЯ СЪЕМКА. СТОЯНКА МАШИН ОКОЛО БОЛЬНИЦЫ. ПОЛДЕНЬ. Зоя бежит к машине. На бегу говорит по мобильному телефону. ЗОЯ Сердечный приступ. В гостинице "Сокос"… Уже выехали? Бригада?.. Спасибо! ИНТЕРЬЕР. САЛОН АВТОМОБИЛЯ. ЗОЯ ЗА РУЛЕМ. УЛИЦЫ ИЗРАИЛЬСКОГО ГОРОДА. ПОЛДЕНЬ. Зоя едет, превышая скорость, подрезает другие машины, пару раз проезжает на "красный". Натурная съемка. Зоя тормозит у входа в гостиницу. Из дверей здания вывозят каталку. На ней лежит Сергей. На специальной стойке раскачивается пакет от капельницы. На лице Сергея прозрачная кислородная маска, подсоединенная к зеленому кислородному баллону. Зоя подходит, сжимает его руку в своих ладонях. Сергей срывает с лица кислородную маску. Обращается к Зое. СЕРГЕЙ Я виноват… перед тобой… перед нами. Но ты… ты прости меня. Мы… прожили вместе… прожили хорошо… здорово. Я люблю тебя. Прости! Ножки с колесиками складываются, превратив каталку в носилки. Пациента помещают в кузов "скорой". Захлопывают дверцы. Загораются красные мигалки. Включается сирена. Зоя бегом возвращается в машину. Садится за руль. Запускает двигатель. Едет вслед за "скорой". Машина "скорой помощи" двигается не особенно быстро, пользуясь сиреной, пересекает перекрестки под "красный". Вдруг мигалки на крыше "скорой" тухнут. Сирена стихает. Машина занимает правый ряд на дороге. ИНТЕРЬЕР. КУХНЯ В ЗОИНОЙ КВАРТИРЕ. УТРО. Зоя сидит на своем привычном месте. Пьет кофе. Фарфоровая чашка Сергея – на полке, вверх донышком. Ее лицо осунулось, постарело. ИНТЕРЬЕР. ПРИХОЖАЯ В КВАРТИРЕ ЗОИ. УТРО. Перед уходом на работу она смотрится в зеркало на стене. Привычным жестом открывает помаду, смотрит на нее, покачав головой, возвращает на место. ИНТЕРЬЕР. ОПЕРАЦИОННАЯ. ПОЛДЕНЬ. Зоя стоит у операционного стола в халате, колпаке и хирургической маске. Слышно пиканье сердечного монитора и работа аппарата вентиляции легких. В ее памяти всплывают видения: Сергей поднимает бокал вина и говорит: "За нас!". Сергей бежит по зеленому полю за руки с их маленькими детьми. Сергей встречает ее в аэропорту с букетом цветов в руках. ИНТЕРЬЕР. КОМНАТА В КВАРТИРЕ ЗОИ. ВЕЧЕР. Она, по-привычке, гладит рубашки Сергея. С трудом сдерживает слезы. ПРОШЕЛ МЕСЯЦ ПОСЛЕ СМЕРТИ СЕРГЕЯ. НАТУРНАЯ СЪЕМКА. АВТОМОБИЛЬНАЯ СТОЯНКА У ВОРОТ КЛАДБИЩА. ПОЛДЕНЬ. На стоянке – запаркована одна машина. Зоя паркуется рядом, выходит, захлопывает дверцу автомобиля. Идет к воротам кладбища. На ее голове черный газовый платок. В руках букет цветов. Кладбище пустынно. Только одна посетительница идет к выходу прямо ей навстречу. Незнакомка поравнялась с ней. Это Наташа. Но Зоя не знает ее в лицо. Женщины несколько секунд смотрят друг другу в глаза. Потом расходятся. Подойдя к могиле, с фотографией Сергея на мраморной плите, Зоя замечает свежие следы вокруг. Букет свежих роз лежит на могиле. Она оборачивается в сторону Наташи. Та тоже оборачивается, чуть заметно кивает и уходит. ИНТЕРЬЕР. КОМНАТА В ЗОИНОЙ КВАРТИРЕ. ВЕЧЕР. Звонит телефон. Зоя снимает трубку. Отвечает. ЗОЯ Алло! Привет, Мам… Да, какие дела?.. Правда?! Он от нее или она от него? Женился на другой? Шустрый… Правда?.. На такси?.. Ну и слава Богу. Теперь все образуется… Не надо мам. И так тошно… А так, все в порядке... Ничего… Да... Принимаю, принимаю… Ну все пока. Видерзейн! (Кладет телефонную трубку.) ИНТЕРЬЕР. КОРИДОР БОЛЬНИЦЫ. ВЕЧЕР. Зоя быстро идет по коридору больницы. Рядом с ней медсестра, докладывает на ходу. МЕДСЕСТРА Роженица тридцати восьми лет. Мать-одиночка. Вторая беременность. Тридцать шесть недель. Начала кровить пару часов назад. ИНТЕРЬЕР. ПРИЕМНЫЙ ПОКОЙ МОСКОВСКОЙ БОЛЬНИЦЫ. ВЕЧЕР. Зоя подходит к каталке с беременной. Это Наташа. ЗОЯ Здрасте. Я дежурный гинеколог… (щупает живот беременной.) Болит? (Смотрит на экран монитора. Слышно его частое "пиканье".) НАТАША Да. На экране монитора высвечивается пульс 120 в минуту и давление 90 на 60. Зоя смотрит в лицо пациентки и узнает женщину с кладбища. Та скромно улыбается и кивает в ответ. Зоя смотрит на имя в истории болезни. НАТАША Это я… Я – Наташа. ЗОЯ (растерянно) Ты? НАТАША (погладив живот, улыбаясь) А это его… и мое. К Зое подходит медсестра и вручает листок с результатом анализа. МЕДСЕСТРА Гемоглобин шесть. Зоя смотрит в листок. Ее брови поднимаются от удивления. Она обращается к работникам приемного. ЗОЯ В операционную! Немедленно! Четыре порции крови – бегом! ИНТЕРЬЕР. ОПЕРАЦИОННАЯ. ВЕЧЕР. ЗОЯ ВОЗЛЕ ОПЕРАЦИОННОГО СТОЛА. Она оперирует. На лбу капельки пота. Слышно "пиканье" сердечного монитора, работа аппарата искусственной вентиляции легких. Слышен плач ребенка, извлеченного при кесаревом сечении. Ребенка заворачивают в пеленку и помещают в прозрачный пластиковый бокс для новорожденных. Операция продолжается. Брызги крови попадают на хирургическую маску на лице Зои. ГОЛОС АНЕСТЕЗИОЛОГА Пятая порция крови! Давление восемьдесят! ЗОЯ Льет, как из крана. Все. Удаление матки! Зажимы! Ножницы! Вязать! Еще зажимы! Ножницы! Вязать! ИНТЕРЬЕР. КОРИДОР БОЛЬНИЦЫ. ПОЗДНИЙ ВЕЧЕР. Новорожденную девочку везут в прозрачном боксе по коридору. ИНТЕРЬЕР. ОПЕРАЦИОННАЯ. ПОЗДНИЙ ВЕЧЕР. На живот пациентки наклеивают повязку. Сердечный монитор "пикает" медленнее. ИНТЕРЬЕР. СПАЛЬНЯ В ЗОИНОЙ КВАРТИРЕ. НОЧЬ. Зоя пытается уснуть. Ворочается с боку на бок. Встает, трет глаза. Подходит к телефону. Набирает номер. ИНТЕРЬЕР. ОТДЕЛЕНИЕ РЕАНИМАЦИИ. НОЧЬ. Медсестра поднимает телефон. МЕДСЕСТРА Реанимация… Зоя Михална? Да. А… она… Я дам вам Сергей Иваныча. Телефонную трубку берет молодой врач. Интерьер. Зоя говорит по телефону в своей квартире. Ночь. ЗОЯ Алло? Сережа? Как там оперированная после кесарева с кровотечением. ИНТЕРЬЕР. РЕАНИМАЦИЯ. НОЧЬ. Сергей Иванович говорит по телефону с Зоей. Сжимает пальцами переносицу. СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ Умерла час назад… Думаю, эмболия околоплодными водами… Интерьер. Зоя говорит по телефону из своей квартиры. ЗОЯ (медленно опускается на стул) Как же это?! Почему?! За что? ИНТЕРЬЕР. ОТДЕЛЕНИЕ РЕАНИМАЦИИ. НОЧЬ. Сергей Иванович говорит по телефону. СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ Девочку надо оформлять в дом малютки. Интерьер. Зоя в своей квартире говорит по телефону. Она смотрит неподвижно перед собой, будто вглядывается в даль. ЗОЯ Оформлять не надо. Девочку я беру себе. Конец.
ВИЗИТ В ЗАЗЕРКАЛЬЕ сценарий
Леон Агулянский (Leon Agulansky) Писатель, драматург, автор текстов песен